четверг, 26 декабря 2013 г.

Истина и ее критерии

Истина и ее критерии
Истина:
  • Есть соответствие знания своему предмету; 
  • Ее получение является целью всякого познания; 
  • Характеристики истины: объективность, процессуальность, конкретность.
Объективность истины:
  • Истина не является свойством самих объектов, а характеристикой знания о них;
  • Содержание знания будет истинным только тогда, когда оно воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека.

Процессуальность истины:
  • Полное, исчерпывающее знание о всей действительности в целом невозможно;
  • Относительная истина – это приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания;
  • Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания;
  • Относительная истина – элемент познания абсолютной, а некоторые абсолютные истины могут стать относительными.
Конкретность истины: 
  • Истина всегда определяется конкретными условиями места ,времени, другими специфическими моментами; 
  • Игнорирование определенности ситуации, распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение.

Заблуждение:
  • Это знание, не соответствующее своему предмету;
  • Истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга;
  • Виды заблуждений: ошибка, ложь, иллюзия.
Что позволяет разграничивать истину 
и заблуждение? 
  • Чувственный опыт и очевидность;
  • Соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых;
  • Полезность;
  • Бог и священные книги.
Критерий истины - практика людей 
  • Только тот объект познается, который вовлечен в деятельность человека 
  • Практика, как и истина, процессуальна;и может выступать в качестве и абсолютного критерия истины, и относительного;
  • В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.
Термины:
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, окончательное знание о предмете.
Относительная истина — это отражение предмета не полностью, а в исторически обусловленных пределах.
Рационалисты — сторонники философского направления (рационализма), отрывающего мышление от чувственного опыта и считающего разум единственной основой научного познания.
Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве его свойств и форм.
Фальсификация — преднамеренное искажение каких-либо данных.
Эмпирики — сторонники философского направления (эмпиризма), признающего чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающего значение теоретических обобщений при изучение фактов, явлений.
Явление — это внешняя форма существования предмета.

Использованные источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий