Истина и ее критерии
Истина:
- Есть соответствие знания своему предмету;
- Ее получение является целью всякого познания;
- Характеристики истины: объективность, процессуальность, конкретность.
Объективность истины:
- Истина не является свойством самих объектов, а характеристикой знания о них;
- Содержание знания будет истинным только тогда, когда оно воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека.
Процессуальность истины:
- Полное, исчерпывающее знание о всей действительности в целом невозможно;
- Относительная истина – это приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания;
- Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания;
- Относительная истина – элемент познания абсолютной, а некоторые абсолютные истины могут стать относительными.
Конкретность истины:
- Истина всегда определяется конкретными условиями места ,времени, другими специфическими моментами;
- Игнорирование определенности ситуации, распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение.
Заблуждение:
- Это знание, не соответствующее своему предмету;
- Истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга;
- Виды заблуждений: ошибка, ложь, иллюзия.
Что позволяет разграничивать истину
и заблуждение?
- Чувственный опыт и очевидность;
- Соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых;
- Полезность;
- Бог и священные книги.
Критерий истины - практика людей
- Только тот объект познается, который вовлечен в деятельность человека
- Практика, как и истина, процессуальна;и может выступать в качестве и абсолютного критерия истины, и относительного;
- В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.
Термины:
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, окончательное знание о предмете.
Относительная истина — это отражение предмета не полностью, а в исторически обусловленных пределах.
Рационалисты — сторонники философского направления (рационализма), отрывающего мышление от чувственного опыта и считающего разум единственной основой научного познания.
Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве его свойств и форм.
Фальсификация — преднамеренное искажение каких-либо данных.
Эмпирики — сторонники философского направления (эмпиризма), признающего чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающего значение теоретических обобщений при изучение фактов, явлений.
Явление — это внешняя форма существования предмета.
Использованные источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий