четверг, 21 ноября 2013 г.

Человек как биосоциальное существо

Существует три основных теории происхождения человечества: 1) креационная (божественная); 2) эволюционная; 3) инопланетная.
Человек- высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Антропогенез- это превращение животного в человека.
Социогенез- объединение в человеческое общество.

Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальная — сущность человека.

Человек как существо биологическое:
  • включен в природную связь явлений;
  • подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития;
  • у человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный аппарат дыхания, четырехкамерное сердце, и те и другие выкармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.
Биологические особенности человека:
  • прямостояние и прямохождение;
  • свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий;
  • высокоразвитый мозг;
  • приспособленные к прямохождению системы внутренних органов.
Социальная природа человека:
  • членораздельная речь;
  • способность производить орудия труда;
  • способность преобразовывать природную и социальную среду;
  • способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.
Основные отличия человека от животного:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм. 

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
  •  моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; 
  •   обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
  • выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. 

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Сознание- это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самостоятельном регулировании и контролировании поведения.

Использованные источники:
Источник 1
Источник 2
Источник 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий