четверг, 17 октября 2013 г.

Многообразие путей и форм общественного развития

Цивилизация- это:
  • социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой;
  • единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса;
  • стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности;
  • локализованное во времени и пространстве общество.
Типы цивилизаций:
  • природные сообщества;
  • восточный тип развития;
  • западный тип развития.
Цивилизационный подход- это исследование состояния и развития общества, исходящее из идеи того, что не существует единой культурной истории человечества, история есть смена культур. Делается акцент на цикличность, многолинейность развития, выдвигается идея замкнутости и локальности культуры.

Типология цивилизаций

Позиции ученых в вопросе типологии обществ и цивилизаций расходятся.


Ниже представленны "Три волны" по Тоффлеру.


Тойнби выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита): 
-профессиональные солдаты;
-администраторы;
-священники; 
Они – носители основных ценностей цивилизации.

Шпенглер: («Закон Европы») считает, что
  • Цивилизация проходит рождение, рост и развитие;
  • Цивилизация – отрицание культуры.

Он выделяет следующие признаки цивилизации:
  • развитие индустрии и техники;
  • деградация искусства и литературы;
  • огромное сплочение людей в больших городах;
  • превращение народов в безликие массы.

Существует два основных подхода к изучению истории:
  • формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;
  • цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей.
Типы обществ:
1)доиндустриальное общество
Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трех стадий, и ее история насчитывает тысячи лет. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа;
2)индустриальное общество
Тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы;
3)постиндустриальное общество
Обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом; в постиндустриальном обществе ведущую роль приобретают наука, образование и сфера услуг.


При подготовке конспекта была использована информация со следующих источников:

Комментариев нет:

Отправить комментарий