среда, 23 октября 2013 г.

Проблема общественного прогресса
Прогресс- направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Причинами прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Регресс- тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему.
Пути общественного развития

Эволюция- одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
Черты эволюции:
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • естественная обоснованность изменений;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.

Революция- одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
Черты революции:
  • быстрота изменений;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой характер процессов развития.
Реформы- субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Основные противоречия прогресса:

  • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой;
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества;
  • Ускоренный процесс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
Критерии общественного прогресса
Проблема критериев прогресса считается одной из сложнейших. Некоторые исследователи считают, что таких критериев не существует. Трудности с определением критериев прогресса вызваны тем, что прогресс понимается только как улучшение жизни населения. В истории же человечества часто бывало так, что при явном движении вперед подавляющему большинству населения жить становилось хуже.
  • До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума;
  • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума; 
  • Философы XIX в. - нравственность в тех или 
    иных ее формах; 
  • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил;
  • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

При подготовке конспекта была использована информация со следующих источников:
Источник 1
Источник 2

1 комментарий: