Международная торговля
Если существует международное разделение труда, значит, существует и международная торговля. Какая бы большая страна ни была, она не может производить все товары, которые ей необходимы. Но крупные и богатые страны могут лучше обеспечить себя большинством необходимых благ. К тому же если в таких странах многочисленное население, то они имеют значительный внутренний рынок и остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.
Основные термины международной торговли — экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.
Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.
Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. Например, США — самая развитая и богатая страна в мире — постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров (напомним, что преимущественно это сырье), чем ввозит, и ее торговое сальдо положительно.
В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту — 75,8%.
Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США — соответственно 13 и 20,3%, на втором месте Германия — 8,9 и 8,1%, на третьем — Япония — 8,0 и 6,1%. Доля России более чем скромная: в мировом экспорте — 1,7%, в мировом импорте — 0,5%.
А теперь посмотрим, что представляет собой внешняя торговля России. Специфика экспорта России состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырье и продукты добывающей промышленности. В 2001 г. на экспорт этой продукции приходилось 60,4%, доля продукции обрабатывающей промышленности (например, машиностроения, приборостроения и др.) составляла 37,8%, сельского хозяйства и пищевой промышленности — 1,8%. По импорту в 2001 г. первое место занимали машины и оборудование —34,1%, на втором месте потребительские товары —33,2%, на третьем месте продукция сельского хозяйства и продовольствие — 22%.
Главные партнеры современной России: по экспорту — Германия (9,3%), Италия (7,5%), Китай (5,6%), Украина и Белоруссия (по 5,3%); по импорту — Германия (13,9%), Белоруссия (9,5%,), Украина (9,2%,), США (7,7%), Казахстан (4,8%).
Теории международной торговли:
- Меркантилизм - школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увеличить благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты.
- Относительные преимущества - школа, объясняющая международную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими.
- Конкурентные преимущества - школа, объясняющая международную торговлю различиями между фирмами в темпах усовершенствования факторов производства и выпуска товаров.
Регулирование внешней экономики:
- Тарифные меры - взимание импортных налогов при пересечении товаром границы.
- Нетарифные меры - меры неценового характера, которые используются для ограничения импорта (запрет импорта, импорт под государственным контролем, лицензирование и квоты).
- Внутренние меры - меры регулирования, применяемые к импортному товару после того, как он оказался на внутреннем рынке (технические нормы и стандарты, требования к маркировке и упаковке).
Использованные источники:
Конспект урока
Комментариев нет:
Отправить комментарий